Новости Матчи Команда Галерея Трофеи История Ru Ru En

История волейбольного тренера Николая Карполя

Обзор прессы 19 октября

Герой очередного выпуска традиционной рубрики «В мемориз!» — волейбольный гений Николай Карполь.

Сегодня, 16 октября, он выведет свою «Уралочку» на первый матч юбилейного — 25-го — чемпионата России против «Воронежа». Наверное, ни одному биографу или статистику не дано подсчитать, какой по счёту будет эта игра в жизни самого титулованного в мире волейбольного тренера Николая Васильевича Карполя. Потому что сделать это просто невозможно — их, матчей этих, были наверняка не сотни — тысячи, а то и десятки тысяч. Ведь придётся учитывать не только игры, проведённые его многочисленными командами в СССР, потом в России, а ещё сборных и клубов Хорватии, Испании, Белоруссии, начиная с самой первой команды, созданной на базе Индустриального педагогического техникума в Нижнем Тагиле в таком уже далёком от нас 1959-м, и кончая…

Нет-нет, ни о каком завершении тренерской карьеры 78-летнего величайшего (нисколько не преувеличиваю, поверьте) тренера речь не идёт. Он по-прежнему в прекрасной форме, как всегда со своим видением современного волейбола и в постоянном поиске новых приёмов и упражнений, чтобы ни одно тренировочное занятие не походило на предыдущее.

Паралимпийская бронза-94

Я был свидетелем огромного количества матчей карполевских команд в различных турнирах и в разные годы, в том числе и нескольких самых, наверное, ярких и незабываемых. Не все из них подопечные выдающегося специалиста выиграли. Но случалось, что Карполь при всём желании был просто не в состоянии изменить ход происходящего на его глазах и при его содействии, потому что на скамейке в тот момент из-за травм или болезней просто не было игрока, который мог выйти на площадку, выполнить установку и помочь добиться нужного результата.

Как в том же бразильском Сан-Паулу в конце октября 1994-го в полуфинале мирового чемпионата, где девять с половиной (по меткому выражению того же Карполя) волейболисток чуть было не сотворили самую большую сенсацию: россиянкам совсем чуть-чуть не хватило, чтобы переиграть в полуфинале хозяек турнира. И это при том, что за три часа, что продолжался матч, местная торсида, которую представляли 16 500 горластых болельщиков, заполнивших до отказа дворец спорта «Ибирапуэра», примолкла на какое-то время только раз.

Произошло это в самом начале четвёртого сета при счёте по партиям 2:1 в пользу сборной России, когда девочки Карполя повели 5:0. В зале наступила «звенящая» тишина, слышен был лишь стук мяча об пол и пальцев по клавиатуре журналистских ноутбуков.

Россиянки перед этим проиграли первую партию вчистую — 7:15 (по старым правилам потолок счёта в каждом сете равнялся 15 очкам), затем выиграли две следующие — 16:14 и 15:12. А потом, несмотря на блестящее начало, силы оставили измотанную в конец «паралимпийскую сборную» Карполя — 8:15 в четвёртой и 10:15 в пятой.

После игры впервые увидел курящего Карполя: «Усталость ведущих игроков не позволила довести матч до победы. Сказался некомплект. Обидно». И в самом деле в Бразилию сборная приехала в не полном составе — всего 11 волейболисток. При этом Женя Артамонова провела весь турнир на скамейке запасных — она только-только начала ходить без костылей и приступила к лёгким тренировкам, а Валя Огиенко вынуждена была хотя бы изредка выходить на замену, хотя ещё не полностью восстановилась после операции. Так и получилось девять с половиной — Карполь посчитал последнюю за «половинку».

Когда же на следующий день россиянки на характере победили команду Кореи и завоевали бронзовые медали, знаменитый американский специалист Даг Бил признался: «Карполь — гений. Думал, его команда в шестёрку не попадёт, а он медали завоевал. Немыслимо! Передай ему мои поздравления». Что я и сделал.

Сеул-88

Но первый самый большой подвиг на моих глазах Николай Васильевич и его команда совершили на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. Это был один из самых драматичных из женских олимпийских финалов. Мужская решающая встреча на недавних Играх в Лондоне Россия — Бразилия спустя почти четверть века по своему сюжету во многом походила на тот, сеульский, исход.

По пути к решающей встрече советская команда разделалась (другого глагола и не подберу) с главным фаворитом — сборной Китая, обыграв её в трёх партиях, первая из которых завершилась с небывалым для соперничества команд такого уровня счётом — 15:0.

Финал проходил один в один, как потом у мужчин в Лондоне-2012: наша команда много ошибалась, и сборная Перу выиграла два первых сета, а в третьем вела 12:6. До победы южноамериканкам нужно было добыть каких-то три очка! (Точь-в-точь как бразильцам на Играх в британской столице — помните счёт 22:19 в их пользу?).

И тут произошло невероятное: подопечные Карполя заиграли совсем в другой волейбол, в тот самый, к которому их призывал тренер. Они победили в партии — 15:13, потом уверенно переиграли соперниц в четвёртом сете — 15:7. А в пятом оправившиеся от шока соперницы попытались было восстановить пошатнувшуюся репутацию и даже первыми заработали матчбол, но сборная СССР сумела-таки вырвать победу в партии и в матче — 17:15.

Сидней-2000

Вообще-то Карполь руководил отечественными сборными на шести Олимпиадах, причём на пяти из них доводил свои команды до финала. В Москве и в Сеуле выигрывал главное соревнование четырёхлетия, из Барселоны в 1992-м, Сиднея в 2000-м и Афин в 2004-м подопечные Николая Васильевича возвращались с серебряными наградами. И каждый раз до заветного золота не хватало совсем чуть-чуть. А в Сиднее против кубинок и в греческой столице против китаянок россиянке даже вели по сетам 2:0, но в конце концов проигрывали.

Прекрасно помню оба финала, потому что писал про них, а из Афин даже комментировал матч на телеканале «Спорт». Но больше всего на этих двух Олимпиадах мне запомнились совсем другие соперничества карполевских сборных.

В Австралии уникальный случай произошёл во время игры со сборной Германии ещё на групповом этапе. Немкам победа нужна была как утопающему глоток воздуха — в случае успеха они почти наверняка попадали в плей-офф. Россиянки, шедшие без осечек и к тому же переигравшие основных конкуренток команду Кубы, уже и без того застолбили право сыграть в плей-офф. Не ясно было только, с какого места они попадут на стадию с выбыванием. Это было важно, ведь от итоговой позиции в группе зависело, кто достанется нашим девушкам в соперницы. Но что матч с немками, которым наша сборная не проигрывала ещё со времён ГДР, сложится так непросто, предположить не мог никто. Позже самое точное и короткое объяснение случившемуся дала одна из участниц игры Наталья Морозова: «Расслабились...»

Нужно было видеть Карполя, который не просто метал громы и молнии, как обычно делал это, когда требовалось встряхнуть своих девочек, заставить их почувствовать нависшую угрозу возможного неудачного исхода. Казалось, ещё чуть-чуть, и мэтр пойдёт в рукопашную, чего никогда в жизни себе не позволял.

Ближе к концу четвёртой партии, когда россиянки безнадёжно проигрывали 14:22, тренер, похоже, окончательно отчаявшись, просто-напросто отвернулся от площадки и стал смотреть на гудящие и освистывающие его поведение трибуны. А зал шумел, не понимая, что происходит: если в других странах, в той же Японии, где наша команда бывала по несколько раз в году, неординарное поведение главного, прежде всего его крики и зверское при этом выражение вмиг побагровевшего лица, уже никого не удивляло, то австралийской публике сей педагогический приём Карполя был в диковинку. А уж чтобы тренер делал вид, что всё происходящее на площадке его не интересует, никогда ни прежде, ни потом не наблюдал. Более того, предположить не мог, что и такой ход есть в репертуарном наборе уважаемого специалиста.

А ведь сработало! Девчонки неожиданно заиграли в тот волейбол, который приводит к успеху. И не просто догнали соперниц, но смогли выиграть четвёртую партию 28:26, а в пятой немки, абсолютно не понимавшие, что произошло, уже почти не сопротивлялись — 15:6 и 3:2 — очередная победа команды Карполя.

Афины-2004

Для тех, кто плохо знает Карполя или видел в деле впервые, его общение с волейболистками — от фальцета до шёпота — кажется кошмаром, а вовсе не педагогическим приёмом, как определяет свою непонятную стороннему глазу мизансцену сам тренер. В том же Сиднее после обидно проигранного кубинкам финала Николай Васильевич так объяснил своё поведение на площадке постоянно пристававшим по этому поводу репортёрам: «Я — актёр. И готов исполнять любую роль по написанному сценарию. Только вот сценарий этот в каждом матче пишут игроки. И от них зависит, какую роль мне предстоит сыграть — положительную или отрицательную. Наверное, сегодня мне выпало сыграть отрицательного героя».

И спустя четыре года не решающая встреча Олимпиады-2004 с китаянками заполнилась больше всего, а полуфинал против сборной Бразилии.

Ситуация опять-таки требует некоторого пояснения: в очередной раз Карполь поступил неординарно: на традиционный Всемирный Гран-при он отправил второй состав, дабы сберечь силы ведущим волейболисткам к олимпийскому турниру. И большинство участников афинских Игр, весь июль мотавшихся по миру, пересекавших океаны и континенты, к концу августовской Олимпиады заметно сдали, тогда как два лидера россиянок Екатерина Гамова и Любовь Соколова (они и сегодня в строю) без особых проблем справлялись с выпавшими на них колоссальными нагрузками. Бразильянки, как раз выигравшие тот Гран-при, в четвертьфинале отчаянно два часа бились с американками, чтобы продолжить борьбу за медали, и добились своего, но сил на площадке оставили многовато. Сборная же России без проблем разобралась накануне с кореянками в трёх партиях.

Тем не менее в полуфинале до поры южноамериканские волейболистки правили бал, больше всего неприятностей доставляла россиянкам новый лидер соперниц юная Мари (она, кстати говоря, станет самой результативной в матче с 37 очками). Соперницы взяли две первые партии. Причём заключительный отрезок второго сета выиграли «в одни ворота», набрав подряд восемь очков против одного-единственного у команды Карполя.

В третьем наши девушки заиграли иначе: Марина Шешенина, выполняя тренерскую установку, стала действовать разнообразнее, подключала к атаке не только двух лидеров, но и волейболисток первого темпа, и вторую доигровщицу Елену Плотникову, что оказалось неожиданным для оппоненток.

Но главные события случились в концовке четвёртого игрового отрезка, когда на табло загорелись цифры 19:24 и команде бразильского специалиста Зе Роберто не хватало какого-то очка, чтобы пробиться в финал. Они это очко заработали, но к этому времени нашим девушкам удалось отыграть 5 (!) матчболов. Потом счёт стал 26:25 уже в пользу россиянок. Но ошиблась на подаче Соколова — 26:26. Тут же сплоховала Мари — 27:26, а Соколова забила! 28:26 и 2:2 по партиям.

В укороченном сете наши опять проигрывали — 3:6, 7:10, 9:12. И вот тут и сказались июльские мытарства бразильянок: заметно уставшие, они стали совершать просто-таки «детские» ошибки, прежде всего уже упоминавшаяся Мари. В запарке волейболистка в атаке раз за разом заступала за трёхметровую линию, что чётко фиксировалось судьями. Нашим же терять было нечего, и они продемонстрировали настоящий женский русский характер!

Очень любопытно выглядели технические составляющие матча: соперницы были сильнее и в атаке, и на блоке, и даже на подаче, но зато совершили 29 ошибок против всего 13 российских. Это и стало залогом победы и выхода сборной Карполя в олимпийский финал.

К сожалению, ни блестящие действия Гамовой (33 очка) и Соколовой (23) в атаке, ни сейвы либероЕлены Тюриной в споре с китаянками не помогли — после более чем двухчасовой борьбы на верхнюю ступеньку пьедестала поднялись азиатки.

На заключительной пресс-конференции Карполь заявил буквально следующее: «Это был мой пятый олимпийский финал. После двух команда получала золото, в трёх других — серебро. Пришло время заканчивать активные занятия тренерской работой».

Впрочем, хорошо зная Карполя, был уверен, что заявление это было сделано исключительно для красного словца. И оказался прав — да, сборную он покинул. Но с «Уралочкой», которая оказалась обескровленной уходом ведущих волейболисток, всё равно весной 2005-го выиграл очередное российское золото. 14-е за 14 лет!

Кто вы, Мистер Карполь?

Перед решающим матчем чемпионата страны-2005, в котором «Уралочке» предстояло отстаивать свой титул в споре с московским «Динамо», знакомый коллега-телевизионщик, снимавший фильм о главным российском волейбольном маэстро, попросил меня на камеру ответить на несколько вопросов. И первый из них был сформулирован так: «Кто такой Карполь?»

Честно говоря, я и сам не раз загадывал себе эту загадку, но так и не смог её до конца разгадать. Опущу сказанное в микрофон — надеюсь, удовлетворил коллегу. Приведу лишь свой ответ на последний вопрос: «Какая главная черта характера Карполя?» Я назвал целеустремлённость. И добавил: он всегда ставит перед собой максимальную цель и пытается достичь её любыми способами — и праведными, и, случалось, неправедными. Он жил и продолжает жить по принципу, который определил для себя когда-то генерал Шарль де Голль: «Всегда выбирайте самую трудную дорогу — на ней вы не встретите конкурентов».

Так всё-таки кто же он такой — Николай Васильевич Карполь?

Неординарная личность? Безусловно. Стоит взглянуть на его жизненный путь, чтобы убедиться в этом. Родился в Брестской области, был свидетелем предвоенного прихода Советской власти в Западную Белоруссию; за компанию с приятелем отправился на Урал; после окончания технического училища работал мастером буровзрывных работ в Нижнем Тагиле, заочно закончил физико-математический факультет местного пединститута; преподавал теоретическую механику в техническом училище, давал уроки физики и астрономии в школе рабочей молодёжи. Он и тогда уже не был похож на коллег: давая уроки по одной теме в параллельных классах, старался, чтобы занятия не были похожи друг на друга.

Великий тренер? Несомненно. Спорт любил всегда, но поначалу тренерством занимался исключительно ради дополнительного заработка. А потом засосало… Сегодня же в отечественном спорте нет другого специалиста, кто мог бы сравниться по количеству завоёванных командами, руководимыми Карполем, наград и титулов.

Человек мира? «Что-то вроде того», — это ответ самого Николая Васильевича на мой вопрос после реплики про его бесконечные перемещения по свету, работы в разных точках земли. По самым скромным подсчётам он ежегодно проводит в воздухе более 300 часов.

Заядлый книголюб? В редкие минуты отдыха или в ожидании очередного авиарейса Карполь уединяется с книгой. Видел не раз его сидящим даже на полу в каком-нибудь аэропорту Гонконга за чтением очередного фолианта. Он как-то признался мне, что в последнее время его больше всего привлекают исторические романы — жизнь замечательных людей, облачённая в художественную форму: «С интересом прочитал двух „Наполеонов“ — Тарле и Манфреда. Личность незаурядная. Но не только Наполеон как таковой привлёк моё внимание — провёл аналогию между тем, как перерождались якобинцы, и тем, как оказавшись во власти, менялись многие отечественные деятели».

Как-то в качестве первоапрельской шутки пустили слух, что Карполь уезжает в Беларусь, куда его пригласил на вакантную должность вице-президента «батька» — Александр Лукашенко. Спросил, как бы он поступил, если бы подобное предложение на самом деле последовало. И услышал однозначный ответ: «Поехал бы». Правда, при этом тут же добавил: «Боюсь, чтобы управлять государством, моих знаний недостаточно. А если кроме шуток, то всё случившееся в 1991-м подействовало на меня удручающе. Я, как и многие, оказался без великой Родины. Причём имею в виду вовсе не географические, политические и экономические изменения. Говорю о нравственных аспектах, о местах, где покоятся предки, короче, обо всём, что мы связываем со словосочетанием „отчий дом“. И где он теперь мой отчий дом?.. Наверное, всем людям моего поколения, пережившим крушение великой страны, будет непросто смириться с потерей. Так что когда меня спрашивают, в какой стране я хотел бы жить постоянно, хотя объехал полмира, отвечаю: только в одной, но её уже не существует. Это Советский Союз».

Автор: Лев Россошик

Изображение: «РИА Новости»

Источник: «Чемпионат»