
Константин Ушаков: «Это стиль жизни, неугомонность, энергия»
Обзор прессы 27 мая
«Заречье-Одинцово»: «В последних играх Кубка сил уже не было, был только характер»
— Когда вы принимали «Заречье-Одинцово», вы могли предположить, что за один сезон поднимете команду с 11 места на третье?
— Было много сомнений по поводу выступления команды. Но мы должны были выполнить задачу войти в восьмерку. Ключевым моментом в начале сезона стало подписание Мины Попович. Все игроки, которые уже были в команде, на своих местах. Поэтому было и понимание того, какая команда получится. Но, когда мы пригласили Мину Попович, уже все встало на свои места и стало более-менее понятно, как команда будет играть и сосуществовать. Было очень много разговоров с руководством: надо ли покупать Попович, как это будет. Все-таки она - та блокирующая, которая дает результат. Но Мина пришла и стала тем игроком, на которого можно опереться, который может поддержать. Опытный, бывалый игрок, придавший команде уверенность и определенный стиль.
— Когда Мина травмировалась, вы ощутили потерю ключевого игрока, который цементировал первую линию защиты команды?
— Когда это случилось, команда уже понимала, на что способна. Был свой стиль, доверие игроков друг другу и понимание того, что мы можем сделать.
— Юлии Бровкиной удалось заменить Мину Попович?
— Конечно, удалось. В команду пришли две Юли, которые не только помогли нам сыграть определенные игры, но и внесли оптимизм внутрь команды.
— Чего лично вам стоили две бронзовые медали чемпионата и Кубка России?
— Они стоили мне удовольствия от проделанной работы всей команды на протяжении сезона, ее доверия и следования тому курсу, который мы наметили. Было очень тяжело, но мы все-таки выдержали, вытерпели, и уже в последних играх было колоссальное понимание того, что мы должны делать. И характер. В последних играх Кубка сил уже не было, был только характер, когда игроки понимали, что надо выиграть, помогали друг другу в тяжелых ситуациях.
— Ева Павлович-Мори буквально ворвалась в чемпионат России в прошедшем сезоне, и многие стали называть ее лучшей связующей. Что вы скажете о ней?
— Она как будто была здесь. Очень позитивный и контактный человек. Когда люди думают одинаково, не надо много рассказывать, достаточно просто указать направление, и человек сразу схватывает. У меня с ней сложилось такое взаимопонимание. Надо только направить, рассказать свои идеи, и она их воплощает. Очень опытный и грамотный игрок, который понимает и чувствует других игроков на площадке — у кого идет игра, у кого нет, кого надо взбодрить, поддержать. И видение игры у нас схожее. Поэтому было очень легко работать с ней.
— Как связующий, который выиграл очень многое за свою карьеру, вы что-то подсказывали ей, корректировали ее действия?
— Конечно, всегда есть над чем работать. Здесь должно быть обоюдное желание. Если я буду говорить, что надо сделать, а игроку будет достаточно своих умений, то ничего не получится. Мы нашли точки соприкосновения, и, когда она поверила в то, что я говорю, что это действует и приносит результат, она стала работать. Другой вопрос: всегда ли это получается? (Смеется). Очень много работали с ней, прежде всего, над выходом под мяч, и уже в конце сезона это начало давать свои плоды.
— Ольга Бирюкова по итогам чемпионата России стала самой результативной доигровщицей и замкнула топ-3 бомбардиров. Какие ключики вам удалось для этого подобрать?
— Это тоже вопрос доверия. Когда у игрока что-то не получается, ты говоришь ему об этом, и он начинает делать и видит результат. Когда игрок действительно принимает любой комментарий и замечание, если сразу перестраивается, это приносит плоды. Это доверие не только мое к ней, но и связующей, которая доверяла ей очень много. Такой симбиоз получился. Естественно, вся команда помогала делать Оле этот результат, которого она достигла.
— Очень многие отмечали особую химию в команде. Как вам удалось этого достичь с новой командой всего за сезон?
— Это не только мне удалось. Есть руководство, которое старалось сделать эту химию на протяжении трёх сезонов до меня. Это плод работы всего клуба: не только 14 игроков, но и тренерского состава, медперсонала, и, конечно же, руководства, которое в любой момент приходило на помощь, реагировало на какие-то моменты и все время было рядом.
Сборная России: «За это время научился общаться с людьми»
— Давайте с самого начала. Как возникла идея снова претендовать на роль главного тренера сборной России? Была ли какая-то недоказанность с прошлого раза?
— (Смеется) Это не идея, а просто желание чего-то все время достигать, идти вперед. Это стиль жизни, неугомонность, энергия.
— Какие чувства вы испытали, когда узнали о своем назначении?
— Нельзя сказать, что это какая-то суперрадость. Это был осознанный выбор, решение, ментальная готовность подать заявку. Ожидание. Если бы сказали, что не я, ну, огорчился бы и пошел работать дальше. Ничего бы не изменилось.
— Давайте пофантазируем. Какой была бы женская сборная России, если бы не отстранение от международных соревнований?
— Очень сложный вопрос. Нужно смотреть, как игроки ведут себя в сложных ситуациях: комбинаторность, взаимопонимание, взаимовыручка. Фантазировать очень тяжело, потому что мы все видим, как люди играют. Но как они будут стоять вместе и что из этого получится, мы можем только предположить. От этой комбинаторности — как игроки сольются, как они будут чувствовать друг друга, зависит то, что из суперигроков получится суперкоманда.
— То есть вы больше выступаете за взаимную химию между игроками, нежели за жесткую дисциплину?
— Здесь должны быть и химия, и дисциплина. Без дисциплины и понимания того, кто за что отвечает, в данной ситуации очень сложно. И то, и другое должно быть в равной степени. Когда люди получают удовольствие от совместной работы — это одно. Но, когда кто-то делает не то, что надо, образуется брешь, и через нее все может уйти.
— Как сейчас проходят ваши сборы с командой? Все ли здоровы и все ли на месте? Особенно болельщиков интересует приезд Арины Федоровцевой и Марины Марковой, которая ранее не появлялась в команде.
— Все на месте. Конечно, есть небольшие повреждения, которые не мешают работать. Доктор разрешает тренироваться всем в полную силу. Арина и Марина приехали готовыми к работе, но у каждой был промежуток отдыха. Арина отдыхала три недели, Марина — две. Насколько они готовы сейчас технически и физически — я пока сказать не могу. Но желание у всех огромное.
— Ольга Бирюкова отметила сходство ваших методов работы в «Заречье» и сборной России. Какой багаж работы вы захватили с собой из подмосковного клуба?
— Багаж — он не только из «Заречья», это вся моя тренерская карьера, мои идеи и мысли. Я хочу воплотить их здесь и сейчас с теми людьми, которые есть. Это только очередной этап для получения опыта и реализации своих идей, чтобы стать чуть-чуть лучше.
— Наставник сборной России Константин Ушаков образца 2017 года и Константин Ушаков сейчас — чем они отличаются?
— Тогда был еще юным. Четыре года работы тренером — это совсем маленький промежуток времени, чтобы четко понимать и руководить сборной. Тем более, времени наладить контакт с игроками было очень мало: неделя тренировок, и мы поехали на чемпионат Европы. Все-таки заменить Владимира Ивановича Кузюткина, встать и диктовать свои условия было очень сложно в том моменте. Сейчас стал чуть-чуть мудрее, опытнее, есть понимание. Не скажу, что уже все знаю и могу. Я буду учиться, добиваться и разговаривать с теми игроками, которые здесь есть. За это время научился общаться с людьми, доносить свои мысли и идеи.
— Какие планы у сборной на лето?
— В августе есть еще один 10-дневный сбор. Но пока я не смотрю так далеко. Есть определенный матч сейчас, к которому надо подготовиться. Все остальное — будет видно.
Кубок Первого канала: «Сербы всегда были злыми и нацеленными на победу»
— В прошлом году Кубок Первого канала был в Москве, где встретились две равноценные команды России, а в этом году удастся сразиться с командой Сербии. Что вы думаете об этом турнире?
— Это будет интересно для всех — внимание не только России, но и всего волейбольного мира будет приковано к этому матчу. Всем будет интересно, что есть у русских на данный момент. Есть определенные игроки с именем, но никто не понимает, что мы можем с ними сделать. Мы пока и сами до конца не понимаем. Для этого и собрались, чтобы изучить друг друга получше, понимать, что мы можем из этой команды сделать, выжать и добиться.
— На прошлогоднем турнире вы были старшим тренером в команде Карполя. Какие ощущения быть в штабе такой Легенды, пусть и на один матч?
— Мы были вместе всего три дня, но настолько много с ним общались, что я получил колоссальный опыт и много информации, которая помогла мне в дальнейшем. Пусть это были какие-то точечные моменты, но я добавил в свой багаж много вещей, которые помогают мне. Было очень интересно. Хотя эти матчи все хотели выиграть, но большого спортивного значения они не имели.
— В нынешнем турнире встретятся бывший и нынешний главные тренеры сборной России, которые не раз пересекались в российских соревнованиях. В этом есть что-то принципиальное?
— Не могу сказать, что это принципиально. Любой матч против любого тренера принципиален - каждый нацелен на победу, и неважно, кто стоит напротив. Может быть интрига и есть, но каждый амбициозный игрок или тренер хочет всегда выигрывать, неважно у кого.
— Сборная Сербии — двукратный чемпион мира. Чего вы ожидаете от этой команды?
— Сейчас мы собираем информацию по ним. Традиционно, это не только очень техничная команда с хорошей общей игрой, но еще и очень характерная. Сербы всегда были злыми и нацеленными на победу. Будет очень интересный матч.
— Этот матч может стать первым шажочком к нашему возвращению на международную арену?
— Если руководство ФИВБ и ЕКВ хотят видеть сильную команду в мировых турнирах, то им будет это важно. Если не желают, то вряд ли.